Гражданину поступает телефонный звонок с абонентского номера, принадлежащего правоохранительным органам, полиции, прокуратуры, либо службы безопасности банка. В ходе телефонного звонка злоумышленник представляется сотрудником вышеуказанных организаций, просит гражданина «оказать содействие в поимке мошенников, совершающих хищение денежных средств с банковских карт граждан». Если гражданин сомневается, что разговаривает с сотрудником правоохранительных органов или банка, ему предлагают положить трубку и перезвонить на номер телефона, с которого ему поступил звонок. Перезванивая, гражданин попадает на реальных сотрудников полиции, задает вопрос: «Это полиция?», «Это банк?» получает положительный ответ, после чего кладет трубку, удостоверившись, что номер телефона принадлежит правоохранительным органам, либо банку. Далее с ним снова связывается злоумышленник и сообщает гражданину схему его действий, для выявления мошенников, как правило, из числа сотрудников банка, где у гражданина открыт счет. Гражданин обращается в банк (личное присутствие, либо через приложение банка), где оформляет на свое имя кредит, после чего получая одобрение банка в предоставлении кредита, обналичивает кредит и с помощью устройств самообслуживания отправляет денежные средства на различные номера телефонов и банковских карт злоумышленников. Также гражданину сообщается, что после задержания мошенников, кредит в банке будет аннулирован.
Как мошенники используют абонентские номера правоохранительных органов:
В своей преступной деятельности злоумышленники используют SIP-телефонию – технологию телефонной связи через Интернет. С помощью этой технологии злоумышленник может осуществить звонок как на мобильный телефон, так и телефон городской телефонии. Задача SIP-оборудования – передать получателю звонка цифры, которые отобразятся на дисплее мобильного телефона (или стационарного с автоматическим определителем номера). Следовательно, злоумышленник в ходе предварительной беседы получает информацию о городе проживания гражданина, зайдя на сайт правоохранительных органов по месту проживания гражданина, либо банков получает информацию об абонентских номерах, вводит их в настройках своего аккаунта SIP-телефонии и звонит на телефон гражданина.
Как не стать жертвой мошенничества с использованием рассматриваемой схемы:
- зачастую злоумышленники совершают предварительные звонки с различных номеров с кодом 495, после чего перезванивают с номеров сотрудников правоохранительных органов или банков, обращайте внимание на данный факт;
- сотрудники правоохранительных органов и банка не привлекают граждан для проведения каких-либо мероприятий, направленных на поимку преступников по телефонной связи;
- если у Вас возникли сомнения, что Вы разговариваете по телефону с сотрудниками правоохранительных органов, либо банка, сбросьте трубку и перезвоните на номер телефона, с которого Вам звонили, уточните, связывались ли с Вами сотрудники, по какому поводу.
- не осуществляйте переводы денежных средств на незнакомые Вам номера телефонов и банковские карты;
- не обращайтесь в банки для получения кредита, если Вам это не требуется, кредитные обязательства с Вас никто не снимет;
- доведите данную информацию до всех своих пожилых родственников и близких людей.
Также обращаем Ваше внимание, что с использованием SIP-телефонии злоумышленник может осуществить звонок также от имени Ваших родственников и близких, сотрудников различных организаций и государственных органов, поэтому никогда не передавайте Ваши данные, в том числе номер телефона, неизвестным Вам лицам, не удостоверившись, что их намерения не направлены на причинение Вам имущественного ущерба».